среда, 13 августа 2014 г.

Максим Горький, кино, нервы и 3D


Максим Горький известен как писатель, но начинал он как журналист. И именно он был одним из тех корреспондентов, которые в самом-самом конце XIX века рассказывали читателям о чуде синематографии. 
Горький, например, в 1896 году писал для газеты "Одесские новости" о первых фильмах братьев Люмьер. Свой материал [Синематограф Люмьера] он начинает с забавных извинений перед читателями: 

"Боюсь, что я очень беспорядочный корреспондент, - не докончив описания фабрично-заводского отдела, пишу о синематографе". 
 Что поделать, такова жизнь репортера:) В 1896 году Горький, конечно, еще не знал, что через век с небольшим кинотехнологии разовьются до того, что мы сможем смотреть кино в формате 3D, 5D, 7D и тэдэ. Но, когда я прочитала один из абзацев его материала, сразу подумала, как верно все это по отношению к современному кино, которое порой больше хочет трепать нервы и поражать наши ощущения, чем транслировать какие-то важные смыслы:

"Страшно видеть это серое движение серых теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы это ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение. Настолько ли велика его продуктивность, чтобы сравняться с тратой нервной силы; возможно ли его полезное применение в такой мере, чтобы оно окупило то нервное напряжение, которое расходуется на это зрелище? Это важный вопрос, это тем более важный вопрос, что НАШИ НЕРВЫ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ТРЕПЛЮТСЯ И СЛАБЕЮТ, все более развинчиваются, все менее сильно реагируют на простые "впечатлений бытия" и все более ЖАЖДУТ НОВЫХ, ОСТРЫХ, НЕОБЫДЕННЫХ, ЖГУЧИХ, СТРАННЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Синематограф дает их: и НЕРВЫ БУДУТ ИЗОЩРЯТЬСЯ С ОДНОЙ СТОРОНЫ И ТУПЕТЬ С ДРУГОЙ; в них будет все более развиваться жажда таких странных, ФАНТАСТИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, какие дает он, и ВСЕ МЕНЕЕ БУДУТ ОНИ ЖЕЛАТЬ И УМЕТЬ СХВАТЫВАТЬ ОБЫДЕННЫЕ, ПРОСТЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЖИЗНИ. Нас может далеко, очень далеко завести эта жажда странностей и новизны...".
Что ж, она и завела нас далеко. Возможно, мой взгляд кому-то покажется ретроградным, но... 3D кино меня не то чтобы пугает, но я бы не хотела, чтобы всякая история подавалась в таком гиперреальном формате. К тому же режиссеры в большинстве своем только эксплуатируют возможность многократно усилить впечатления. А еще я считаю, что содержание важнее формы. Хотя, допускаю возможность ошибки. Когда-то ведь люди, и профессионалы, в штыки воспринимали приход в кино сначала звука, а потом цвета. Думали, что это убьет кино. Но кино до сих пор живет, правда открытия в области образности экрана, наверное, совершаются реже, чем хотелось бы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий