Кадр из фильма "Сияние" Стэнли Кубрика |
«Насилие в массы!», - складывается ощущение, что именно под таким лозунгом живет сегодня массовый кинематограф, а больше него его сводный брат - телевидение.
Медиажестокостью
обеспокоен весь мир. Массовый и недалекий
кинематограф воспроизводит насилие на
экране, потому что это популярно — народ
требует зрелищ, причем все более жестоких.
Арт-хаус анализирует насилие, не чуждаясь
его показать в подробностях. Приведу
те имена и фильмы, которые знаю и в
которых в мягкой или жесткой форме есть
сцены жестокости:
- Стивен Спилберг («Челюсти», «Список Шиндлера»);
- Питер Джексон («Небесные создания», «Страшилы», «Милые кости»);
- Мартин Скорсезе («Злые улицы», «Мыс страха», «Банды Нью-Йорка»);
- Квентин Тарантино, который считает, что насилие в кино есть благо: оно способствует душевному катарсису и «полезно для души» («Бешеные псы», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный»);
- Джоэл и Итан Коэн («Просто кровь», «Старикам тут не место»);
- Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Семь», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона»);
- Педро Альмодовар («Женщины на грани нервного срыва», «Возвращение», «Кожа, в которой я живу»);
- Франсуа Озон («Крысятник», «Криминальные любовники», «8 женщин»);
- Гаспар Ноэ («Необратимость»);
В триллере братьев Коэноов герой Хавьера Бардема
убивает пневматическим пистолетом, предназначенным
для оглушения скотаДэвид Линч («Синий бархат», «Внутренняя империя»);- Теренс Малик («Пустоши»);
- Дэвид Кроненберг («Автокатастрофа», «Оправданная жестокость»);
- Лукас Мудиссон («Лиля навсегда»);
- Михаэль Ханеке («Забавные игры», «Пианистка», «Белая лента»);
- Ларс фон Триер («Антихрист», «Догвилль»);
- «специалист» по насилию из Южной Кореи Ким Ки Дук («Пьета»);
- Алехандро Аменабар («Диссертация», «Открой глаза»);
- Тони Кэй («Американская история X”);
- Энди и Лана Вачовски («Матрица»);
- Кристофер Нолан, специалист по триллерам, которые я не смотрю (сплошные «темные рыцари»).
Это
только те режиссеры и их творения,
которых удалось сразу вспомнить. Промолчу
про российский кинематограф (достаточно
вспомнить Балабанова), промолчу про
сериалы.
В большинстве «кассовых» фильмов, где есть насилие, оно не является предметом разговора режиссера со зрителем, не является главной темой фильма.
Чаще насилие — это то, что окружает героя, и оправдывает егоГерои фильма "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино готовятся снять скальп с нациста |
Конечно,
на такие фильмы существуют возрастные
ограничения: подростки и слабонервные
не должны бы их смотреть. Однако кто это
может гарантировать в мире, где есть
Интернет?
Это
исследование подтверждают выбранные
фильмы. Фильм Клода Лелуша «Мужчина и
женщина» вышел в 1966 году. Его продолжение
и фильм «Переход» вышли в 1986.
Жан-Луи Трентиньян и Анук Амэ в фильме "Мужчина и женщина" Клода Лелуша, 1966 год |
Первый
фильм Лелуша — история любви, где и
насилия-то нет. Усмотреть его можно в
истории гибели мужа Анны и жены Жана-Луи.
Муж Анны, каскадер, гибнет на съемочной
площадке. Однако эту
сцену вряд ли можно назвать жестокой:
во-первых, она длится пару мгновений,
во-вторых, нет натуралистических
подробностей - там, за взрывами, мы слышим
лишь крик. А дальше возвращаемся из
воспоминаний героини к порогу ее дома.
«Страшнейшая авария», в которую попадает
герой Трентиньяна, тоже не показана во
всей красе. Лишь тело на медицинских
носилках, немного крови на лице. И тем
более нет в кадре самоубийства жены
Дюрока. В этом фильме вообще нет агрессии.
Хотя с тем, что насилия на экране в 60-е
и 70-е годы в кинематографе вообще не
было, я бы поспорила. Просто оно выполняло
более благородную, что ли, задачу. В
фильме 1960 года «Девичий источник»Бергмана тоже не самые приятные сцены
изнасилования и убийства, хотя сняты
они безупречно красиво. Но эти эпизоды
не сняты только ради этих эпизодов, ради
«экшена», ради шока. Режиссер транслирует
идею преступления и наказания, а также
фильм имеет религиозный подтекст. Это
триллер 60-х держит в напряжении и
современного зрителя, уже повидавшего
многое. Сам Бергман признавал картину
очень неудачной: «Это был мой самый
восторженный период увлечения японским
кино, я сам тогда чуть было не заделался
самураем». Шведский режиссер подражал
Куросаве, которому простительно
восхищение самураями и эстетикой смерти
по-японски. Но не показательно ли, что
сегодня для многих критиков «Девичий
источник» - вершина творчества Ингмара
Бергмана? Смерть на экране, да еще и
красиво снятая, да еще и со смыслом.
Возьмем второй фильм Лелуша. О том, что кино стало жестче, можно судить по первой сцене погони на автомобилях. Спустя двадцать лет гонки сняты динамичнее, в них больше «крэша».
Если
в первом фильме французского режиссера
об автокатастрофе и самоубийстве жены
главного героя сообщал голос диктора
за кадром и это не сопровождалось
картинкой, то теперь Лелушу этого
недостаточно. О побеге маньяка из
больницы мы не только слышим, но и видим
эту сцену. Хотя, если сравнивать с
сегодняшним кино, это в моем понимании
уже не тянет на жестокость. Маньяк
все-таки не Ганнибал Лектер, он всего
лишь легонько стукает санитаров, а не
откусывает им уши. Только пистолет в
руках, никаких зверств, никакой кровищи.
Хотя, кровища современного кино, возможно,
с этого и начиналась. Аппетит приходит
во время еды. Тревога возникает на фоне
работы Анн Готье: её «женский фильм о
войне» не пользуется популярностью,
она сама говорит, что это «фильм не для
вечерних развлечений» Наверное, фильм
слишком «про любовь». Истории отношений
мужчины и женщины (даже с грязными
подробностями) теперь место только в
театре. Аудитории кино и телевидения
гораздо интереснее следить за маньяками.
Маньяк на экране телевизора душит жертву
полотенцем. Маньяк Корталь вырывается
на свободу, и зрителя ведут за ним,
показывая жертвы. Сцены жестокости не
сняты в подробностях, но результаты мы
уже видим на экране четко. Похоже, эта
детективная линия с маньяком нужна
Лелушу, чтобы оправдать, во-первых, фильм
Анны, а во-вторых, свой собственный
фильм. Критики поголовно ругают
продолжение, где-то я встретила определение
«ненужный сиквел». Может быть. Но возможно
и другое: Лелуш подчеркнул (в этот раз
очень топорно, но все же), что не смотря
на моду, для кино нет ничего важнее, чем
простые бесхитростные истории между
мужчинами и женщинами. Нельзя идти на
поводу у дурного вкуса аудитории.
К
сожалению, таких «мультипликаторов»
сегодня немного. Кино и телевидение
стало отвратительно жестоким. Насилие
превратилось в культ. Исключим только
фильмы, где художники реально анализируют
природу насилия, где оно — в эпицентре
внимания (за образец можно взять «Заводной
апельсин» Стэнли Кубрика). Остается
надеяться, что скоро нам надоест наблюдать
за казнями в прямом эфире и «разделочными
досками» в кино, и мы вернемся... Только
не в другую крайность (такую, как мир
Лелуша или режиссера фильма «Переход»,
с розовыми пони), а в мир, адекватный
тому, который у нас за окном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий