среда, 22 января 2014 г.

Интервью Михаила Кричмана (о себе, работе с Андреем Звягинцевым, «Возвращении» и «Левиафане») сайту Fandor (перевод)

m .newsru .com 
Десять лет назад «Возвращение» режиссера Андрея Звягинцева стало самым знаменательным дебютным фильмом в фестивальном круговороте года. Отличающийся своими потрясающе красивыми и символически насыщенными широкоэкранными изображениями природы и первобытной борьбой между отцом и сыновьями, обладатель Золотого Льва в Венеции сделал из Звягинцева международного кинорежиссера авторского кино. Менее известной, но столь же важной для фильма и дальнейших успехов Звягинцева является визуальная работа кинооператора Михаила Кричмана.
Оператор всех фильмов Звягинцева, включая «Возвращение», «Изгнание», «Елену» и последний фильм «Левиафан», самоучка Кричман также снимал столь же красивые и элегические «Овсянки» (которые получили приз за лучшее изобразительное решение в Венеции в 2010 году), а совсем недавно и первую работу на английском языке — адаптацию пьесы Стриндберга шведской актрисы-режиссера Лив Ульман «Мисс Жюли» («Фрёкен Юлия»), производство которой только что завершилось в Дублине.
Скромный и приобретающий влияние оператор говорил с журналистом о русском освещении, эффекте bleach bypass, сотрудничестве со Звягинцевым и о своем новом фильме «Левиафан», который, как сказал Кричман, может поменять название, чтобы отразить его в меньшей степени мифическую, в большей — реалистическую сторону. 

Журналист: Можете рассказать о своем образовании? Что вас привело в кино?
ruskino .ru 

Кричман: Когда я закончил свою службу в армии, я должен был пойти куда-то учиться. Но я не знал, куда мне идти. Поэтому я пошел туда, где учились мои родители — Институт графического искусства. Мои учителя — это книги. Мне нравился запах чернил, и мне до сих пор нравится запах книг. Но однажды я встретил парня, который был оператором. Я спросил его: могу ли как-то помочь ему. Через год он позвонил мне, когда снимал рекламу, и попросил помочь навести фокус. Я совершал ошибки, но он ничего плохого мне не сказал. Потом он повел меня в монтажную комнату, и это было для меня как чудо. Я учился монтажу в течение пяти-шести лет.
Потом меня пригласили сделать за границей документальный фильм о сантерии на Кубе. С тем же самым парнем я поехал в Папуа-Новую Гвинею, Бразилию и Индию, снимал людей. Это был мой первый опыт съемки на видеокамеру. Потом я вернулся и монтировал фильм. Я снял несколько музыкальных клипов, а потом встретился с Андреем. Он пригласил меня снимать его первый фильм на телевидении, он назывался «Черная комната». Мы сделали три эпизода, а потом он начал работать над «Возвращением». 

Ж: Вам нравится работать с Андреем Звягинцевым? Вы уже сделали с ним четыре фильма. Наверное, вам легче с ним работать, потому что вы очень хорошо знаете друг друга?

К: Нет, я бы так не сказал. Потому что мы меняемся. Иногда нам даже не нужно говорить — мы понимаем друг друга без слов. Но мы много разговариваем в досъемочный период: как правило, около полугода с того момента, как я прочитал сценарий. Иногда мы рисуем раскадровки, но не слишком много. В «Возвращении» мы пытались сделать раскадровки для всего фильма. Но у меня плохо это получается. Поэтому мы сделали развертки с вершины декорации, с положением и движением актеров и камеры. Простые композиции. Но не объективы, ничего настолько точного.

Потом мы обсуждали ссылки. Я никогда не разбирался хорошо в живописи, и я не был фотографом. Так что я начал изучать живопись, фотографию, искусство в целом по отношению к кино. Я ценил этот процесс, и это помогло мне снимать и делать фотографии. Как только у вас появляются отсылки, вы начинаете как будто бы ходить по коридору, вы в окружении этих образов, которые вы очень цените. И чем дальше вы идете, тем меньше замечаете вещи, которые вам не нужны. 

Ж: Какие конкретные ссылки вы черпали из «Возвращения»?

К: Там не было много ссылок. Я помню «Зону военных действий» с Тимом Ротом, снятую Симусом Макгарви, в плане разработки изобразительной части фильма, а также для дизайна костюмов.

Ж: Правда? Я не заметил. Может быть, в цветах?

К: Это ссылка-ловушка. Когда люди говорят о ссылке, вы не можете понять, как они использовали эту ссылку для конкретного фильма. Вы знаете книгу «Размышления: Двадцать один кинооператор за работой» Бенжамина Бержери? Это была первая книга, которую я заказал в журнале Американского общества кинооператоров (ASC), когда пытался стать оператором. Я взял идею эффекта bleach bypass (визуальный эффект, который достигается отсутствием отбеливания цветной пленки при обработке) для «Возвращения» из этой книги. Показал Андрею, и мы решили сделать это. Когда я встретил Бенжамина Бержери на кинофестивале, я сказал ему, что его книга была для меня библией, и она была ответственна за изображение «Возвращения» и некоторых других фильмов.

Ж: Расскажите больше о вашем решении сделать эффект bleach bypass. На это была эстетическая причина?

К: Это было видение, которое просил Андрей. Изображение, которого мы хотели добиться, было менее цветным, менее насыщенным, прохладного и приглушенного цвета, высокой контрастности. У меня не было никакого опыта работы с эффектом bleach bypass, так что я начал проводить исследования. Никто в Москве не пробовал это, поэтому я попросил продюсеров поехать в Прагу и сделать тест. Но они сделали не весь процесс, а только часть, поэтому результат был недостаточно хорош. Потом мы снимали тестовый вариант в Москве, но он тоже оказался недостаточно хорош. Поэтому я попросил лабораторию в Москве выключить отбеливание полностью — и это оказалось как раз то изображение, которого мы хотели достичь.

Ж: Я читал, что «Возвращение» вы снимали в одной из областей России, где большую часть суток был солнечный свет. Что вы можете рассказать о съемках в этой среде? Сказалось ли это на фильме, как вы думаете?

К: Да, конечно, мы снимали в конце июля, и дни были очень длинными. И мы были близко к Северу, так что у нас были белые ночи. То же самое, что и в Скандинавии. Нам очень повезло, мы могли снимать до 10 или до 11 часов вечера.

Ж: Такой свет был особенно хорош для съемки?

К: Я всегда удивляюсь, когда люди говорят, что видят разницу в изменении света. Для меня, например, эти изменения не так важны. Да, цветовые контрасты и контрасты между черным и белым очень разные, но я думаю, что в основном это просто фантазии. Я читал много статей Свена Нюквиста о различных видах освещения, когда он снимал с Ингмаром Бергманом. Может быть, это другой свет, конечно, когда солнце садится за горизонт, и небо горит и создается этот мягкий свет, волшебный час для изображения. Но на натуре, я думаю, что свет относится к месту или к ландшафту. Для «Левиафана» мы использовали какой-то такой свет, но я, честно говоря, не вижу большой разницы. Я просто стараюсь принимать то, что я вижу и получить то, что мы можем приобрести в представлении. Или я просто не замечаю этого, или я, может быть, все еще учусь.

Ж: Расскажите побольше о «Левиафане». Каким он будет визуально, были ли у вас какие-то новые изобразительные задачи?

К: Было много новых задач. Во-первых, снимали в очень отдаленном месте, на севере России, недалеко от Берингова моря. В бедной заброшенной деревне прямо на границе. Там поразительно красиво. Мы собирались снимать где-то недалеко от Москвы, примерно в 200-300 км., поэтому наш художник-постановщик нашел несколько интересных мест. И как только мы приехали туда, мы поняли, что это именно то, что нужно. Было много натурной съемки. И мы построили дом для главного героя. Студийной работы не было вообще. Все места — реальные. Во-вторых, Андрей обычно делает фотографии с тремя-четырьмя главными героями, не более. Но в этом фильме гораздо больше героев, поэтому и мест для съемок было намного больше, чем в предыдущих фильмах.

Ж: Новый фильм с эстетической точки зрения сделан в таких же прохладных тонах как «Возвращение»?

К: Он другой. В нем также много натуры, все- по-другому с точки зрения эстетики. Некоторые говорят, что режиссер всегда делает один фильм, снова и снова. Но этот фильм отличен от других. Он даже более реалистичен, чем «Елена», где действие разворачивается в Москве, здесь и сейчас. «Левиафан» тоже снят про сейчас и про Россию, но это Россия очень отдаленная, с прекрасными горами и реками.

Ж: Вы снимали на плёнку?

К: Да. В этом случае продюсеры не заставляли нас переходить на цифровую съемку. Они спросили, конечно, но все было хорошо. Я рад, что мы использовали плёнку, потому что в цифровой съемке я не силен. Я знаю, что камера RED очень хорошая, можно снимать сильно и хорошо, если знаешь, как ее использовать. Я пока не знаю. Но, может быть, мой следующий фильм будет снят на цифре. С Лив Ульман «Фрёкен Юлию» мы снимали тоже на плёнку. Актёры очень радовались, что их снимают на плёнку.

Ж: Из всех фильмов, которые вы сделали, есть ли у вас любимые кадры? Или, может быть, очень сложные кадры, которыми вы особенно гордитесь?

К: Я вспоминаю много проблем с «Изгнанием». Было очень трудно снимать из под дома, который был построен на холме. Невозможно было использовать в доме кран, поэтому мы построили специальную площадку для конкретной сцены — самой длинной сцены с дождем, очень трудная для съемки. Это одна из последних сцен в фильме. Там очень долгая панорама, а в конце кадра мы видим лужу, и нам обязательно надо было увидеть и отражение дома в луже. Но мы не могли так сделать. Поэтому мы построили огромную рамку с фотографией дома. И вы в фильме видите отражение этой фотографии дома в луже, а не отражение самого дома. Но этого никто не знает. И, вероятно, это единственный кадр, которым я могу гордиться. 

Оригинал интервью тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий