среда, 11 июня 2014 г.

Рецензия: Миннесота (2009), реж. Андрей Прошкин

Жанр: драма
Режиссер: Андрей Прошкин ("Игры мотыльков", "Орда").
Автор сценария: Александр Миндадзе
Оператор: Юрий Райский
В ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный, Виталий Хаев, Алексей Шевченков, Анна Уколова, Лидия Матасова



Стерва Миннесота
Краткий курс взрослого мужика

Кинокартина Андрея Прошкина «Миннесота» снята по сценарию Александра Миндадзе. В основе фильма лежит история двух братьев-хоккеистов, Михаила и Игоря Будников (Сергей Горобченко и Антон Пампушный). Оба брата на льду играют в связке. И жизнь их вроде бы складывается неплохо, пока в провинциальном городке не появляется агент НХЛ, который предлагает младшему брату, «Чепчику», перебраться в Америку, в сказочную Миннесоту, тогда как старший оказывается за пределами интересов заезжего «купца». Тем не менее, Чепчик не хочет ехать без брата. История, осложненная к тому же непростыми отношениями между братьями, заканчивается трагично: Миннесота на поверку оказывается всего лишь Пензой, а старший брат Михаил разбивается насмерть по дороге в аэропорт. Финал открытый и далеко не однозначный, как и весь фильм целиком.

Братья играют в хоккей
Александр Миндадзе не случайно сделал своих героев хоккеистами, на то есть свои причины.
Во-первых, то, что хоккей – это русский вид спорта. Стало быть, хоть немного затронута тема национального характера. С этой точки зрения особенно интрересен характер Михаила, воплощающего в себе знаменитую формулу «широк русский человек». Не случайно возникает перекличка образа Михаила и образа Дмитрия Карамазова, которого также сыграл в телесериале «Братья Карамазовы» Сергей Горобченко. Во-вторых, хоккей – это командный вид спорта. В фильме особый «хоккей»: братья Будники играют в одной связке и по жизни, и на льду. Третья причина самая важная: в игре наиболее ярко проявляются характеры героев. Для старшего брата хоккей – это прежде всего силовые приемы, для младшего – комбинации. Нетрудно догадаться, что поведение на льду обосновано поведением в жизни. Перед матчем с «Химиком» в буфете братья обсуждают вратаря соперников. Михаил уверен, что «колотить его надо, колотить», а Чепчик не согласен: «Да не колотить его надо, а комбинациями выманивать». Немаловажную роль играет тот факт, что Чепчик – нападающий, то есть сила созидательная. Тогда как его старший брат играет на позиции защитника, силы разрушающей. Сама структура фильма напоминает хоккейный матч: три периода – три этапа развития сюжета, которые во многом напоминают обряд инициации младшего брата, его превращение из наивного Чепчика во «взрослого мужика».
Kino-teatr.ru

Период первый: детство
В самом начале фильма акценты в отношениях между братьями расставлены достаточно четко. Михаил играет роль няньки при младшем брате, как узнаем позже, в какой-то мере заменяет ему отца. Поворотным моментом в развитии действия становится приезд агента НХЛ, который вносит разлад в отношения между героями. До появления «купца» оба смотрели на мир как дети. Детскость с ее неограниченностью подчеркивается в старшем из братьев, наивность – как в характере Чепчика, так и в характере Михаила (нельзя попасть из провинциального клуба сразу в Миннесоту, для зрителя это совершенно очевидно с первых минут). Интрига в том, уедет ли Чепчик без брата. Кажется, что нет, потому что друг без друга они просто немыслимы. Ключевые слова произносит Михаил, когда узнает о возможности уехать в Америку: «Порознь – ноли, вместе – сила». И действительно, Сергей Горобченко и Антон Пампушный создали на удивление цельный образ: невозможно представить братьев друг без друга, и это единство сохраняется на протяжении всего фильма. Для Михаила Чепчик – часть его самого (« Чепчик, да без меня тебя вообще нет, если уж на то пошло»), и Чепчику также немыслимо отделиться от брата, поэтому он и отстаивает право взять его с собой в Миннесоту. Однако первый период не случайно открывается картинкой отчаянной борьбы Михаила на льду: герой Горобченко не может допустить разрыва своей кровной связи с Чепчиком, да Чепчик и сам не хочет этого разрыва. В первом периоде его не происходит. Чепчик лишь начинает осознавать, что ему необходимо делать выбор. Он начинает осуждать связь Михаила с двумя женщинами, в номере у «купца» видит проституток, доходит даже до манипулирования агентом («Да я знал, что вы за мною побежите. Вам уже бабки за меня заплатили, разве нет?»), хотя в начале знакомства бегал за ним, как ребенок.

Период второй: юность
Второй этап развития действия открывается вбрасыванием шайбы – явный режиссерский прием, чтобы расставить акценты. После того, как брат в очередной раз устраивает драку на льду, Чепчик начинает осознавать, что вдвоем им уехать в Миннесоту не суждено – «купец» возьмет только младшего брата. В глубине души он уже решил, что необходимо пойти своей дорогой. Однако его тяготит чувство вины. Не случайно, перед тем, как провести время с женой Михаила, он в ссоре говорит ей: «Ты про брата плохое? Не смей, он лучше меня…». Чепчику кажется, что он предатель. Миннесота для брата потеряна, для Чепчика потерян брат. Окунуться в омут, так с головой. Поэтому Чепчик «трогает чужое», тем более (если вспомнить диалог в начале фильма), что он уверен - Михаил не может любить двух женщин одновременно. Сцена объяснения братьев на волейболе показывает изменение в мировоззрении Чепчика – он произносит ключевую фразу: «Я теперь взрослый мужик».

Период третий: зрелость
Третий период тоже, по крайней мере косвенно, связан с хоккеем. Михаил спасает мужика, тонущего в проруби, и опаздывает на важный матч, который должен решить все. В объяснении Михаил впервые обращается к брату по имени, а не по глупому детскому прозвищу – называет его «Игорек». Это ключевой момент третьего периода – теперь Чепчик действительно самостоятельный человек. Пьяный отец говорит ему: «Глазки у тебя горят не наши, чужие глазки». Чепчик окончательно решается на свою собственную Миннесоту, решает ехать один, поэтому идет к «купцу». И опять одно предательство порождает другое: пока брат развлекается в ночном клубе, Чепчика совращает Светка. Но наутро он является на покаяние брату. Одна из ключевых сцен фильма – захват ОМОНа. Перед тем, как уехать, омоновец говорит: «Брата хотел мочить, может, свалим их по новой?». И Чепчик выходит вперед, заслоняет, защищает Михаила. Теперь он становится его нянькой, стремится оберегать его, поэтому и идет к «купцу» со своей пластинкой «без брата не поеду». Не случайно и то, что обычно непокорный Михаил ждет Чепчика всю ночь на скамейке, потом идет по его следам. Но самым ярким свидетельством смены ролей в этой связке является то, что братья меняются куртками.

Ruskino.ru
 Un-хэппи-энд
Многие скажут, что фильм не об этом, что главная фишка – невозможность осуществления мечты, невозможность вырваться в американский рай – Миннесоту. Но дело не только в этом. С первых минут фильма даже ребенок поймет, что никакой Миннесоты для братьев не существует. Загадка в том, как они переживут эту новость. Михаил прямо говорит брату: «Чепчик, ты у меня одну бабу отнял, другую… Но если и эту, я, вот честно, - не переживу». И действительно, не переживает. То ли он покончил жизнь самоубийством, то ли в машине опять «педаль запала». Это не так важно, потому что в любом случае оправдано. Вопрос в том, уедет ли Чепчик, прошедший «краткий курс взрослого мужика», в Миннесоту-Пензу? Возможно, да. Но возможно и обратное. По крайней мере, режиссер не стал отвечать на этот вопрос однозначно. Кто-то сказал, что кино не отвечает на вопросы, кино вопросы задает. Если Андрей Прошкин придерживается этого афоризма, то картина ему удалась вполне.


 Василий Корецкий (рецензия для Time Out):
"Снятый по довольно старому сценарию Александра Миндадзе фильм Прошкина-младшего несколько напоминает предмет гардероба, сделанный дизайнером деконструктивистской направленности — ну, знаете, из тех, где швы наружу, на кармане красуется клеймо мануфактуры — а все вместе смотрится скорее модно, чем неряшливо. Неважно, почему видны швы у Прошкина с Миндадзе — главное, что трочащий сквозь тощую российскую фактуру скелет «Минессоты», может и не обещает зрителю иллюзию реальности, зато наглядно показывает, из чего вообще сделаны нормальные фильмы (для режиссера «Игр мотыльков» и «Солдатского декамерона» это кино — решительный шаг вперед)".
Роман Волобуев (рецензия для Afisha.ru):
"Герои «Миннесоты», кажется, вообще не умеют разговаривать и ходить, только кричать и бегать. Результат, наверное, слишком стремится быть исчерпывающей метафорой русской жизни, чтобы нормально сработать как драма, а характеры слишком выпуклы, чтобы сойти за живых людей, и вообще мужская истерика длиной в полтора часа — это немного слишком, что бы ни было ее объективной причиной. Впрочем, ­пост­истерический тремор на финальных титрах, кажется, именно тот эффект, к которому Прошкин стремился".

Комментариев нет:

Отправить комментарий