Жанр: драма
Режиссер: Андрей Прошкин ("Игры мотыльков", "Орда").
Автор сценария: Александр Миндадзе
Оператор: Юрий Райский
В ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный, Виталий Хаев, Алексей Шевченков, Анна Уколова, Лидия Матасова
Режиссер: Андрей Прошкин ("Игры мотыльков", "Орда").
Автор сценария: Александр Миндадзе
Оператор: Юрий Райский
В ролях: Сергей Горобченко, Антон Пампушный, Виталий Хаев, Алексей Шевченков, Анна Уколова, Лидия Матасова
Стерва
Миннесота
Краткий
курс взрослого мужика
Кинокартина
Андрея Прошкина «Миннесота» снята по
сценарию Александра Миндадзе. В основе
фильма лежит история двух братьев-хоккеистов,
Михаила и Игоря Будников (Сергей
Горобченко и Антон Пампушный). Оба брата
на льду играют в связке. И жизнь их вроде
бы складывается неплохо, пока в
провинциальном городке не появляется
агент НХЛ, который предлагает младшему
брату, «Чепчику», перебраться в Америку,
в сказочную Миннесоту, тогда как старший
оказывается за пределами интересов
заезжего «купца». Тем не менее, Чепчик
не хочет ехать без брата. История,
осложненная к тому же непростыми
отношениями между братьями, заканчивается
трагично: Миннесота на поверку оказывается
всего лишь Пензой, а старший брат Михаил
разбивается насмерть по дороге в
аэропорт. Финал открытый и далеко не
однозначный, как и весь фильм целиком.
Братья
играют в хоккей
Александр Миндадзе
не случайно сделал своих героев
хоккеистами, на то есть свои причины.
Во-первых, то, что хоккей – это русский вид спорта. Стало быть, хоть немного затронута тема национального характера. С этой точки зрения особенно интрересен характер Михаила, воплощающего в себе знаменитую формулу «широк русский человек». Не случайно возникает перекличка образа Михаила и образа Дмитрия Карамазова, которого также сыграл в телесериале «Братья Карамазовы» Сергей Горобченко. Во-вторых, хоккей – это командный вид спорта. В фильме особый «хоккей»: братья Будники играют в одной связке и по жизни, и на льду. Третья причина самая важная: в игре наиболее ярко проявляются характеры героев. Для старшего брата хоккей – это прежде всего силовые приемы, для младшего – комбинации. Нетрудно догадаться, что поведение на льду обосновано поведением в жизни. Перед матчем с «Химиком» в буфете братья обсуждают вратаря соперников. Михаил уверен, что «колотить его надо, колотить», а Чепчик не согласен: «Да не колотить его надо, а комбинациями выманивать». Немаловажную роль играет тот факт, что Чепчик – нападающий, то есть сила созидательная. Тогда как его старший брат играет на позиции защитника, силы разрушающей. Сама структура фильма напоминает хоккейный матч: три периода – три этапа развития сюжета, которые во многом напоминают обряд инициации младшего брата, его превращение из наивного Чепчика во «взрослого мужика».
Во-первых, то, что хоккей – это русский вид спорта. Стало быть, хоть немного затронута тема национального характера. С этой точки зрения особенно интрересен характер Михаила, воплощающего в себе знаменитую формулу «широк русский человек». Не случайно возникает перекличка образа Михаила и образа Дмитрия Карамазова, которого также сыграл в телесериале «Братья Карамазовы» Сергей Горобченко. Во-вторых, хоккей – это командный вид спорта. В фильме особый «хоккей»: братья Будники играют в одной связке и по жизни, и на льду. Третья причина самая важная: в игре наиболее ярко проявляются характеры героев. Для старшего брата хоккей – это прежде всего силовые приемы, для младшего – комбинации. Нетрудно догадаться, что поведение на льду обосновано поведением в жизни. Перед матчем с «Химиком» в буфете братья обсуждают вратаря соперников. Михаил уверен, что «колотить его надо, колотить», а Чепчик не согласен: «Да не колотить его надо, а комбинациями выманивать». Немаловажную роль играет тот факт, что Чепчик – нападающий, то есть сила созидательная. Тогда как его старший брат играет на позиции защитника, силы разрушающей. Сама структура фильма напоминает хоккейный матч: три периода – три этапа развития сюжета, которые во многом напоминают обряд инициации младшего брата, его превращение из наивного Чепчика во «взрослого мужика».
Kino-teatr.ru |
Период
первый: детство
В самом начале
фильма акценты в отношениях между
братьями расставлены достаточно четко.
Михаил играет роль няньки при младшем
брате, как узнаем позже, в какой-то мере
заменяет ему отца. Поворотным моментом
в развитии действия становится приезд
агента НХЛ, который вносит разлад в
отношения между героями. До появления
«купца» оба смотрели на мир как дети.
Детскость с ее неограниченностью
подчеркивается в старшем из братьев,
наивность – как в характере Чепчика,
так и в характере Михаила (нельзя попасть
из провинциального клуба сразу в
Миннесоту, для зрителя это совершенно
очевидно с первых минут). Интрига в том,
уедет ли Чепчик без брата. Кажется, что
нет, потому что друг без друга они просто
немыслимы. Ключевые слова произносит
Михаил, когда узнает о возможности
уехать в Америку: «Порознь – ноли, вместе
– сила». И действительно, Сергей
Горобченко и Антон Пампушный создали
на удивление цельный образ: невозможно
представить братьев друг без друга, и
это единство сохраняется на протяжении
всего фильма. Для Михаила Чепчик – часть
его самого (« Чепчик, да без меня тебя
вообще нет, если уж на то пошло»), и
Чепчику также немыслимо отделиться от
брата, поэтому он и отстаивает право
взять его с собой в Миннесоту. Однако
первый период не случайно открывается
картинкой отчаянной борьбы Михаила на
льду: герой Горобченко не может допустить
разрыва своей кровной связи с Чепчиком,
да Чепчик и сам не хочет этого разрыва.
В первом периоде его не происходит.
Чепчик лишь начинает осознавать, что
ему необходимо делать выбор. Он начинает
осуждать связь Михаила с двумя женщинами,
в номере у «купца» видит проституток,
доходит даже до манипулирования агентом
(«Да я знал, что вы за мною побежите. Вам
уже бабки за меня заплатили, разве
нет?»), хотя в начале знакомства бегал
за ним, как ребенок.
Период
второй: юность
Второй этап
развития действия открывается вбрасыванием
шайбы – явный режиссерский прием, чтобы
расставить акценты. После того, как брат
в очередной раз устраивает драку на
льду, Чепчик начинает осознавать, что
вдвоем им уехать в Миннесоту не суждено
– «купец» возьмет только младшего
брата. В глубине души он уже решил, что
необходимо пойти своей дорогой. Однако
его тяготит чувство вины. Не случайно,
перед тем, как провести время с женой
Михаила, он в ссоре говорит ей: «Ты про
брата плохое? Не смей, он лучше меня…».
Чепчику кажется, что он предатель.
Миннесота для брата потеряна, для Чепчика
потерян брат. Окунуться в омут, так с
головой. Поэтому Чепчик «трогает чужое»,
тем более (если вспомнить диалог в начале
фильма), что он уверен - Михаил не может
любить двух женщин одновременно. Сцена
объяснения братьев на волейболе
показывает изменение в мировоззрении
Чепчика – он произносит ключевую фразу:
«Я теперь взрослый мужик».
Период
третий: зрелость
Третий период
тоже, по крайней мере косвенно, связан
с хоккеем. Михаил спасает мужика,
тонущего в проруби, и опаздывает на
важный матч, который должен решить все.
В объяснении Михаил впервые обращается
к брату по имени, а не по глупому детскому
прозвищу – называет его «Игорек». Это
ключевой момент третьего периода –
теперь Чепчик действительно самостоятельный
человек. Пьяный отец говорит ему: «Глазки
у тебя горят не наши, чужие глазки».
Чепчик окончательно решается на свою
собственную Миннесоту, решает ехать
один, поэтому идет к «купцу». И опять
одно предательство порождает другое:
пока брат развлекается в ночном клубе,
Чепчика совращает Светка. Но наутро он
является на покаяние брату. Одна из
ключевых сцен фильма – захват ОМОНа.
Перед тем, как уехать, омоновец говорит:
«Брата хотел мочить, может, свалим их
по новой?». И Чепчик выходит вперед,
заслоняет, защищает Михаила. Теперь он
становится его нянькой, стремится
оберегать его, поэтому и идет к «купцу»
со своей пластинкой «без брата не поеду».
Не случайно и то, что обычно непокорный
Михаил ждет Чепчика всю ночь на скамейке,
потом идет по его следам. Но самым ярким
свидетельством смены ролей в этой связке
является то, что братья меняются куртками.
Ruskino.ru |
Un-хэппи-энд
Многие скажут,
что фильм не об этом, что главная фишка
– невозможность осуществления мечты,
невозможность вырваться в американский
рай – Миннесоту. Но дело не только в
этом. С первых минут фильма даже ребенок
поймет, что никакой Миннесоты для братьев
не существует. Загадка в том, как они
переживут эту новость. Михаил прямо
говорит брату: «Чепчик, ты у меня одну
бабу отнял, другую… Но если и эту, я, вот
честно, - не переживу». И действительно,
не переживает. То ли он покончил жизнь
самоубийством, то ли в машине опять
«педаль запала». Это не так важно, потому
что в любом случае оправдано. Вопрос в
том, уедет ли Чепчик, прошедший «краткий
курс взрослого мужика», в Миннесоту-Пензу?
Возможно, да. Но возможно и обратное. По
крайней мере, режиссер не стал отвечать
на этот вопрос однозначно. Кто-то сказал,
что кино не отвечает на вопросы, кино
вопросы задает. Если Андрей Прошкин
придерживается этого афоризма, то
картина ему удалась вполне.
Василий Корецкий (рецензия для Time Out):
"Снятый по довольно старому сценарию Александра Миндадзе фильм Прошкина-младшего несколько напоминает предмет гардероба, сделанный дизайнером деконструктивистской направленности — ну, знаете, из тех, где швы наружу, на кармане красуется клеймо мануфактуры — а все вместе смотрится скорее модно, чем неряшливо. Неважно, почему видны швы у Прошкина с Миндадзе — главное, что трочащий сквозь тощую российскую фактуру скелет «Минессоты», может и не обещает зрителю иллюзию реальности, зато наглядно показывает, из чего вообще сделаны нормальные фильмы (для режиссера «Игр мотыльков» и «Солдатского декамерона» это кино — решительный шаг вперед)".Роман Волобуев (рецензия для Afisha.ru):
"Герои «Миннесоты», кажется, вообще не умеют разговаривать и ходить, только кричать и бегать. Результат, наверное, слишком стремится быть исчерпывающей метафорой русской жизни, чтобы нормально сработать как драма, а характеры слишком выпуклы, чтобы сойти за живых людей, и вообще мужская истерика длиной в полтора часа — это немного слишком, что бы ни было ее объективной причиной. Впрочем, постистерический тремор на финальных титрах, кажется, именно тот эффект, к которому Прошкин стремился".
Комментариев нет:
Отправить комментарий